Эффективное взаимодействие педагога с родителями. Как сообщить родителям негативную информацию о ребенке
11.12.2020
Эффективное
взаимодействие педагога с родителями.
Как
сообщить родителям негативную информацию о ребенке.
Успешность работы педагога во многом
зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и
родителей принадлежит первому, так как именно он является официальным
представителем образовательного учреждения. Именно поэтому знание и отработка
техник эффективного общения является одним из ключевых компонентов
педагогического мастерства.
Одна из проблем, с которой встречаются
воспитатели в своей работе, это проблема оказания помощи родителям в воспитании
детей. Несомненно, перед многими педагогами встает вопрос о том, как давать
советы родителям, как научиться оказывать им реальную помощь, как сообщать не только
хорошую, но и негативную информацию о детях, если в этом есть необходимость. И
если опытные воспитатели чувствуют себя более уверенно в этих вопросах, то
молодые специалисты зачастую испытывают трудности в установлении контакта с
родителями.
Рассмотрим
несколько способов сообщения негативной информации о ребенке.
Способ первый.
Принцип «сэндвича».
В разговоре с родителями педагогу
следует делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения
проблемы, что поможет сделать общение более эффективным. Беседу лучше начать, рассказав
о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам. Завершать такой разговор
следует тоже на хорошей ноте. Сообщая неприятные моменты, нужно говорить о
проступке ребенка, а не о его личности.
Способ второй.
Использование речевых штампов нацеливающих родителей на сотрудничество с
педагогом.
Можно использовать такие речевые
штампы:
«Вера
Алексеевна! Не смогли бы вы...» «Вера Алексеевна! Я прошу...» (обращение к
родителям лучше выражать в виде просьбы, а не требования) (Сравните: «Вера
Алексеевна! Я требую..!»)
«Вы
не замечали, что в последнее время...» (желательно озадачить родителя). «Как вы
думаете, с чем это может быть связано?» (Сравните: «Саша постоянно..., сегодня
он снова...»)
«Вы
знаете, меня очень тревожит, что ... Как вы думаете, что может этому быть этому
причиной?» (Сравните: «Ваш ребенок... (такой-то), все время...»)
«Как
выдумаете, с каким специалистом вам лучше обсудить..?» (Сравните: «У Саши (такие-то
проблемы)…, вам обязательно нужно показаться к ... (врачу, психологу,
психиатру)»
«Давайте
вместе попробуем поступить... (так или так)»
«Давайте
вместе подумаем, как...»
«Мы
с вами могли бы помочь Саше... (здесь используется местоимение «Мы», что
подчеркивает общность интересов, солидарность с родителями)
«Как
мы можем помочь вам в том чтобы...» (нацеливание родителя на совместное решение
проблемы)
Способ третий.
Передача негативной информации о ребенке в позитивном ключе.
При таком способе подачи информации о
ребенке акцент следует делать на достижениях ребенка, даже если они не очень
существенны для вас, как для взрослого. Перефразирование содержания в
позитивном ключе дает возможность родителю понять ситуацию и не испытывать при
этом дискомфорта и чувства вины за своего ребенка.
Например:
«Ваня сегодня смог целых 10 минут внимательно выполнять задание и ни разу не
отвлекся». Сравните (Ваня не может усидеть спокойно больше 10 минут, постоянно отвлекается).
Способ четвертый.
Применение при общении стиля «адвокат».
При таком стиле общения педагог встает
на позицию уважения и заинтересованности к родителям, задавая себе следующую
внутреннюю установку:
«Какой
бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю вам
руку помощи.»
«Я
не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на
это все же есть какие-то причины.»
«Для
меня важно не выявление этих причин (кто прав, кто виноват - решать не мне), не
выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся
ситуации.»
«Я педагог, и моя профессиональная задача - дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни.»
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.12.2020
Дата обновления: 11.12.2020
Дата публикации: 11.12.2020